Помещение. Исходя из современных требований к дополнительному образованию, а
речь дальше пойдет больше о бюджетных организациях, руководителю радиокружка
необходимо обеспечить наполняемость группы – не менее 15 обучаемых. Исходя из
этих требование, площадь помещения должна составлять из расчета 15 рабочих
мест плюс рабочее место руководителя и некоторая общая рабочая зона, а также
проходы, место для различных шкафов и стеллажей для радиокомпонентов. Площадь
одного рабочего места, согласно санитарным нормам и здравому смыслу – это не
менее 3-4 квадратных метров. Поэтому только для организации рабочих мест
необходимо от 48 до 64 квадратных метров. А с учетом всего вышеперечисленного –
для современного радиокружка необходимо не менее 80 квадратных метров.
И, конечно, необходима еще лаборантская, помещение в котором храниться редко
используемое оборудование, склад компонентов, запасного оборудование и т.п.
Обычно это небольшое помещение, площадью 12-15 квадратных метров. Таким образом,
для организации радиокружка на 15 воспитанников необходимо порядка
100 квадратных метров, т.е. порядка 80-85 квадратных метров для лаборатории и
12-15 метров для лаборантской. Конечно, это идеальный минимум, но даже его в
реальности мало кто может обеспечить.
Рабочее пространство. Если помещение меньше, а в реальности чаще всего все именно так и обстоит, то
эффективность и безопасность работы радиокружка естественно снижается, а
нагрузка на руководителя естественно сильно возрастает. В случае если помещение
сильно меньше, то возможные выходы из ситуации – сокращение монтажных мест,
сокращение количества обучаемых, более сложная организация рабочего
пространства. Если говорить о бюджетной организации, то сократить количество
обучаемых скорее всего не получится, а вот для коммерческого образование – это
вполне возможно. Поэтому чаще приходится сокращать количество рабочих мест, при
сохранении количества обучаемых.
Например, в радиолаборатории «Импульс», именно так и пришлось поступить –
на 15 обучаемых всего 10 рабочих мест. Но при этом активно используется общая
рабочая зона. Еще один "лайфхак" - всего рабочие места разного уровня
оснащенности, т.е. 2-3 полноценных рабочих радиомонтажных места, а остальные
места менее оснащенные и соответственно занимающие меньше места. Это вполне
оправдано, так как для повседневной работы большинству обучаемых, а особенно
обучаемым первого-второго года обучения - вполне достаточно. Еще одно
решение – замена полноценных компьютеров на ноутбуки, что тоже позволяет
сделать рабочее место чуть компактнее.
Да это сложно, неудобно, но другого
выхода нет. Также у нас нет лаборантской, что создает дополнительные проблемы
с хранением радиокомпонентов и оборудования, поэтому приходится использовать
какие-то подсобные помещения, что также создает целый ряд проблем.
Рабочее место радиомонтажника – это место, предназначенное для
выполнения электро- или радиомонтажных работ. Оснащенное оборудованием,
инструментами, приспособлениями и другими материально-техническими
средствами. Конечно, хотелось бы что-то такое:
Примерно такие столы использованы в нашей радиолаборатории, только немного
переделаны: Локальное освещение убрано под нижнюю полку. На сегодняшний день
в продаже есть очень хорошие светодиодные светильники, занимающие мало места
и удобно крепятся с нижней стороны полки. Обычного освещения обычно
недостаточно, поэтому дополнительный светильник необходимо, а комбинированное
освещение (общее и местное) должно обеспечивать освещенность в рабочей зоне
не менее 300 - 400 люкс.
Вместо крепления люминесцентной лампы, которыми комплектовались наши столы,
установлена дополнительная третья полка, в отсутствии лаборантской - она
настоящее спасение, позволяет убрать на нее какое-то лишнее оборудование,
контейнеры с деталями, работы воспитанников. Нижняя полка используется для
размещения на ней контрольно-измерительного оборудования, лабораторного
источника питания и т.п. Средняя полка (и часть нижней, для самых маленьких)
используется для хранения пластиковых контейнеров. Это еще одно "ноу-хау" нашей
лаборатории - у каждого воспитанника есть свое личное пространство -
пластиковый контейнер объемом 4 литра для хранения каких-то своих личных
вещей - ручного инструмента, компонентов, поделок.
Рабочая поверхность стола должна быть такой, чтобы на ней свободно размещались:
паяльное оборудование, монтажный инструмент и измерительные приборы.
Крышка стола покрывается жаропрочным изоляционным материалом (гетинакс, текстолит
или резина). Мы в нашей лаборатории, перепробовав различные варианты, нашли
лучшее на данный момент решение - напольная керамическая плитка размерами
60x60 мм. Жаропрочная и в принципе прочная, изоляционная, хорошо отмывается.
В идеале, рабочее место должно комплектоваться выдвижными ящиками для
хранения инструмента, монтажных проводов, приборных кабелей, крепежных деталей
и так далее. Лучшим решением является - выдвижная металлическая тумба,
так как в отдельных случаях ее можно использовать как дополнительную
поверхность или убрать, если мешает.
Отдельное внимание следует обратить на стулья. Многие рекомендуют винтовые
стулья на колесиках. Да, возможно это удобно на производстве, но для учебного
класса достаточно простых пластиковых стульев. От колесиков тоже следует
отказаться, особенно если место ограничено.
Розетки для электропитания измерительных приборов целесообразно располагать
непосредственно на полках. Также пять розеток размещается над рабочей
поверхностью.
Также следует не забывать об антистатической защите: руки радиомонтажника,
корпус (жало) электропаяльника, антистатическая поверхность при монтаже
полупроводниковых приборов и микросхем, корпуса измерительной и другой
аппаратуры - все должно быть заземлено, а значит в радиолабораторию нужно
завести полноценное заземление.
Работе с паяльным оборудованием связаны с выделением не полезных для здоровья
веществ. К наиболее опасным компонентам паяльного дыма относят частицы
абиетиновой кислоты (канифоли), вызывающей астматическую реакцию иногда даже у
здорового человека. Кроме того, частицы канифоли или продуктов распада
бесканифольного флюса, как правило, имеют свинцовое загрязнение. Паяльный дым
содержит не только твердые микрочастицы, но и газы, образующиеся в результате
отработки флюса. Самый вредный из них — формальдегид. Он является одновременно
сильным аллергеном, да еще и опасным канцерогеном, то есть ведет к развитию как
аллергических, так и онкологических заболеваний. И не смотря на то, что мы в
нашей лаборатории, так же как и многие, уже давно практически отказались от
работы с твердой канифолью перешли на работу трубчатым припоем с применением
спирто-канифольных флюсов - это не снимает проблему полностью.
Конечно, лучше всего справляются с дымом различные дымоулавливающие системы,
но они дороги и занимают много места, которого и так не хватает. В этом случае
допустимо использовать локальные дымоуловители с угольными фильтрами. Они
неплохо справляются с микрочастицами дыма и некоторыми газами, а для всего
остального - приточно-вытяжная вентиляция помещения (в крайнем случае, просто
вытяжная). И конечно, обязательное проветривание помещения в перерывах между
занятиями.
И еще одна важная вещь - укомплектовать рабочее место урной для отходов и
мусора, а также щетку для сметания мусора с рабочей поверхности.
Вопросы, обсуждения, дополнения