Сколько стоит организовать рабочее место кружковца?
Нормальное рабочее место, чтобы на нем можно было работать как ежедневно, так и реализовывать какие-то проекты или подготавливать воспитанников к участию в различных соревнованиях и чемпионатах стоит примерно полмиллиона (в ценах 2024 года) и включает в себя не только монтажный стол и стул, но и компьютер, измерительное оборудование, ручной инструмент. И это только направление «Электроника». А так как радиокружок – это не только пайка и программирование, но и изготовление корпусов или каких-то механических деталей или конструкций, то сюда еще следует включить целую мастерскую, оборудованную слесарным и токарным инструментом, станками, 3D-принтерами и т.д., что легко может вылиться в несколько миллионов. Да и самих направлений в радиокружке может быть много, например «Робототехника», «Радиоспорт», «Радиореставрация», «Звукотехника» и т.д. и т.п. В общем получается достаточно дорого.
Но есть и хорошая новость. Во-первых, начать работу кружка можно максимально
оснастив всего одно «общее» рабочее место и минимально все остальные места.
Здесь все конечно зависит от финансовых возможностей, но начать работу
радиокружка можно с «нулевыми вложениями» и постепенно развивать до нужного
уровня. Ведь согласитесь, ребенку, который только пришел в радиокружок, не надо сразу всего этого, достаточно обычного паяльника, мультиметра и недорогих компонентов. Кроме того, оборудование и инструмент можно разделить на три больших группы – «Общего пользования», «Индивидуального пользования», «Личного пользования».
Деление это условно и зависит от уровня развития радиокружка. Например, когда
кружок только создается, простой мультиметр может быть как оборудованием общего
пользования (один или несколько штук на весь кружок в общем доступе). По мере
развития материально-технической базы кружка мультиметрами можно оснастить
каждое рабочее место, и это уже будет инструмент индивидуального пользования.
Следующим этапом развития может быть обеспечение каждого воспитанника отдельным
мультиметром, либо воспитанники начинают приобретать себе мультиметры
самостоятельно и пользоваться своим, личным прибором. Конечно, какое-то
оборудование может так и остаться оборудованием общего пользования, ну например
какой-нибудь очень дорогой осциллограф или векторный анализатор, и не только
потому что это дорогие приборы, просто, как показывает практика, они не нужны
на каждом рабочем месте. Конечно, совсем без финансирования будет очень сложно,
поэтому организации, которая собирается открыть радиокружок, нужно понимать,
что на развитие кружка нужно выделять средства. И тут даже не так важно какая
это будет сумма, главное чтобы это сумма выделялась системно.
Разберем все это подробно.
Мультиметр. Первым и основным измерительным прибором сегодня, конечно же,
является цифровой мультиметр, например что-то подобное:
Мультиметр DT-830D.
Нет смысла сразу начинать с каких-то дорогих приборов, разница между дорогим и
дешевым прибором конечно есть. Это и точность измерений, и функциональность, и
удобство пользования. Но для начального уровня вполне подойдет недорогой прибор.
Блок питания. Конечно, хотелось бы на каждом рабочем месте иметь хороший
цифровой, многоканальный лабораторный блок питания с установкой напряжения от
0 до 30 вольт и установкой ограничения тока от 0 до 10 ампер. Но правда в том,
что большинство радиолюбителей вполне обходятся более скромными источниками
питания, и для большинства задач вполне достаточно одноканального блока питания
с напряжением от 0 до 15 вольт, и током до 1 ампера. Часто воспитанники сами
конструируют себе источники питания (например,
Лабораторный блок питания или
Лабораторный блок питания в корпусе
от CD-ROM и потом ими пользуются. На первом году обучения можно вообще
обойтись без сетевого источника питания, ограничившись аккумуляторами или
батарейками, или использовать какие-то сетевые адаптеры от устаревших устройств
(телефонов, планшетов, ноутбуков и т.п.)
Осциллограф. Полезный и необходимый прибор, который хотелось бы иметь на
каждом рабочем месте. Но практика показывает, что вполне допустимо иметь один
осциллограф на несколько рабочих мест. Для начала подойдет вообще любой
осциллограф, но в идеале это цифровой двухканальный осциллограф с полосой
пропускания до 20 МГц. И хорошо бы иметь хотя бы один с частотой до 100 МГц
или выше, но это уже зависит от специфики радиокружка.
Генератор. Современные генераторы работают в широком диапазоне частот,
идеально если в радиокружке будет функциональный генератор с частотой до
10-20 МГц, но тут опять же все зависит от специфики кружка, например нам в
радиолабораторию уже хочется генератор с частотой хотя бы до 2 ГГц.
На начальном этапе работы кружка, для демонстрации различных опытов подойдет
любой генератор, даже самодельный. Например, когда нам нужен был генератор
до 160 МГц - мы его просто собрали:
Генератор сигналов на Si5351A
Частотомер. Сегодня любой современный осциллограф позволяет достаточно
удобно измерить частоту сигнала, но если в радиокружке используются аналоговые
осциллографы то, конечно, цифровой частотомер будет весьма удобен. Или,
например если нужно измерять частоту, которая значительно выше, чем возможности
имеющегося осциллографа.
Это основной набор измерительного оборудования, но опять же, начать работу
кружка можно с одного мультиметра, постепенно развивая рабочие места до
необходимого уровня. Некоторые приборы в процессе работы вполне можно собрать
самостоятельно (на сайте есть описания различных приборов и приспособлений),
некоторые можно собрать из готовых модулей, все зависит от потребностей.
Также, многие предприятия могут оказать помощь радиокружку отдав списанные или
устаревшие приборы (например, у нас до сих пор есть в работе еще советское
оборудование: частотомер Ч3-34, осциллограф С1-65, генераторы Г4-102, Г4-18 и
даже ГСС-6, стрелочные мультиметры и т.п.). Еще один момент, на который я бы
обратил внимание - ребят, которые только пришли в кружок очень аккуратно надо
допускать к дорогостоящему оборудованию, и не только потому что он может его
спалить по незнанию и неумению, или еще как-то его случайно повредить. Иногда
дети могут просто напакостить – например, ткнуть паяльником в экран дорогого
цифрового осциллографа, да просто так, он сам не знает зачем он это сделал.
Начнем с индивидуального инструмента – то, что желательно иметь на каждом
рабочем месте.
Паяльное оборудование. Сегодня на рынке полно различных паяльных станций
и паяльников с регуляторами температуры. Для радиокружка я бы советовал
все-таки использовать паяльные станции с низковольтными керамическими
паяльниками, они сейчас относительно не дороги. Хотя мы начинали еще с обычных
отечественных паяльников, мощностью 25-40 Вт, с медным жалом, постепенно
вытесняя их паяльными станциями. Нет смысла все рабочие места оснащать
многофунциональными дорогими паяльными станциями. Я бы предложил вариант, при
котором из 15 мест 1-2 места оснащаются по максимуму, эти места предназначены
для уже грамотных, серьезно настроенных на работу воспитанников, еще 5-6 мест
среднего оснащения и остальные комплектовать максимально дешевым и желательно
«вандалоустойчивым» оборудованием. Причины тут самые разные и одна из причин –
это состав кружковцев. Есть те, кто приходит на занятия с самыми серьезными
намерениями, как правило это уже взрослые ребята, увлеченные радиолюбительством
и прекрасно разбирающиеся в оборудовании и умеющие профессионально с ним
обращаться. Есть те, кто еще ничего не умеет, но очень хочет научиться. А есть
и «праздношатающиеся», которые либо еще не понимают, что хотят, либо приходят
просто «потусить», пообщаться с друзьями, а есть и те, кто ходят на занятия по
желанию родителей. В процентном отношении, это примерно 10-40-50 (плюс-минус, в
зависимости от учебного года, и конечно цифры меняются в зависимости от года
обучения).
Сюда же, к паяльному оборудованию я бы отнес и вспомогательное оборудование –
термопинцеты, фены (есть станции, которые уже оборудованы феном), оловоотсосы и
т.п. Здесь тоже надо исходить из принципа разумной достаточности, например, не
стоит оснащать места, на которых работают новички, фенами. Ну просто потому
реально они им не нужны, и они опасны. Или, например, оснащать все рабочие
места нагревательными столиками или термопинцетами – лучше вывести их в
категорию инструментов общего пользования, или оснастить ими только
«продвинутые» места.
Механические инструменты. Прежде всего это ручные инструменты. Вот
минимальный набор инструментов, который желательно иметь на каждом рабочем
месте: