Знакомый с детства металлический конструктор - это, наверное, самая популярная игрушка в СССР.
Первый металлический конструктор (Meccano) был создан в 1901 году Фрэнком Хорнби (1863-1936) из Ливерпуля (Великобритания) - английским изобретателем, бизнесменом и политиком, не имевшим формального инженерного образования. Первоначально идея Фрэнка Хорнби изобразить инженерные конструкции в миниатюре - реализовалась в детском наборе конструктора для мальчиков. Назывался он "механическим пособием для новичков", был металлическим и состоял из различных балок, уголков, перекрытий, колёсиков, скоб и других деталей. В набор также входили гайки, болты, отвёртка и гаечный ключ, но не существовало каких-либо определённых схем - каждый ребёнок мог проявить фантазию и создать целый город с мостами, автомобилями и самолётами. В 1926 году появляются первые цветные детали - красные и зелёные.
Первые отечественные наборы появились примерно в 30-е годы прошлого века, по крайней мере, самый древний из известных мне - это наборы №1 и №2 от Мосторга, выпуска 1930 года, выполненные в дюймовом стандарте. Впоследствии, конструкторы в СССР выпускались в разных городах и на различных заводах. К сожалению единой унификации так и не появилось, и хотя в послевоенных наборах размеры стали метрическими, расстояние между отверстиями у различных заводов могли быть самые разные, от 10 до 14 мм. С названиями тоже было не все понятно, обычно наборы назывались просто "конструктор", реже "металлический конструктор" или "механический конструктор".
Примерно в 50-х некоторые наборы могли комплектоваться механическим двигателем,
а в 70-е - электрическим двигателем и редуктором. В это же время начали
появляться тематические конструкторы ("Военная техника, "Автоконструктор",
"Юный электрик" и т.п.), конструкторы для уроков труда, и конструкторы для
самых маленьких. У конструкторов начали появляться собственные имена:
"Звездочка", "Малыш", "Юность", "Пионер" и т.п. Но что оставалось неизменным -
это номера, один и тот же конструктор, как правило, выпускался в разных
вариантах по очень простому принципу: конструктор №2 - это был конструктор №1
и немного дополнительных деталей, конструктор №3 - это был конструктор №2 и
еще немного деталей и так далее.
Описать все многообразие металлических
конструкторов, выпускавшихся в СССР, сейчас, наверное, уже невозможно - их было
очень много, поэтому остановлюсь на конструкторах "Юность", которые выпускались
в 80-е годы прошлого века, аж в 5-ти вариантах, просто потому что их еще
довольно много сохранилось.
Уникальность этого конструктора в том, что его можно самостоятельно
модернизировать, изготавливая нужные детали и об этом даже написано в
инструкции: "Если не хватает деталей, попытайтесь их изготовить сами из
картона, фанеры, жести или других материалов". Также и сами детали конструктора часто использовать не по назначению.
Конструктор "Юность" является игрой, предназначенной для ознакомления с принципами технического конструирования для учащихся средних и старших классов.
В каждом наборе конструктора "Юность" находятся простейшие детали,
предназначенные для сборки моделей различных механизмов, машин и сооружений.
Одни из этих деталей служат: опорами, рамами, каркасами и перекрытиями.
Другие детали - винты, гайки шайбы предназначены для соединения рам,
каркасов и других узлов.
В настоящей инструкции помещены рисунки моделей и рядом с ними расположены таблички с номерами деталей и их количеством.
Из комплекта деталей конструктора "Юность" №2 можно собрать модели с №№ 1 по 28,
из конструктора "Юность" №3 - модели с №№ 1 по 44, "Юность-4" - модели с №№ 1 по
60, из конструктора "Юность" №5 - модели с №№1 по 70.
Наиболее простые и часто встречающиеся способы соединений деталей (сокращенно
СД) показаны на странице Типы соединений. Они имеют
специальный шифр: СД1, СД2, СД3, СД4, СД5.
Соединение деталей указывается на рисунке моделей в кружках, например при
сборке стрелы модели №5 осуществляется способ
соединения деталей по шифру СД5.
Особенностью конструктора "Юность" №5, отличающей его от ранее выпускаемых
конструкторов "Юность" №№2,3,4, является применение электропривода при сборке
ряда моделей.
Обсуждение:
http://msevm.com/forum/index.php?topic=7635.0