Познакомиться с европейской практикой, понять а как это у них, обменяться
опытом - это было одной из целей поездки в Европу. К сожалению, найти
детскую коллективную радиостанцию в Праге мне не удалось, как собственно
и не удалось найти в Праге самих радиолюбителей, те контакты, которые у
меня были - не сработали. На двойке в самой Праге тоже тишина, в общем,
налицо те же тенденции что и у нас - рурализация радиолюбителей. Но меня,
конечно, больше интересовало то, как построено образование в Чехии и что
полезного можно было бы заимствовать.
Вообще, в Чехии существует государственная программа: "Концепция
государственной политики в области работы с детьми и молодежью". В отличии от
Евросоюза в концепции, кроме формального и неформального обучения, есть еще
понятие информального обучения - получение знаний из каждодневного опыта,
средств массовой информации, круга общения, окружения и т.д. (Нам бы тоже
хорошо бы формализовать это понятие и задуматься над этим).
Формальное образование у них построено по тому же принципу что у нас - детский
сад, начальная школа, средняя школа или гимназия, высшая школа. Даже оценки
в школе также по пятибальной системе, только наоборот, высшая оценка у них - 1,
низшая - 5. Но больше всего, меня, конечно, интересовало неформальное или
дополнительное образование, которое представлено в Чехии тысячами учреждений,
значимая часть которых - неправительственные некоммерческие организации.
Обучение в них - платное, цены самые разные, от 2 тысяч крон (примерно 6 тысяч
рублей) за учебный год (обычно это одно занятие в неделю) в секциях при школах
и организациях типа наших дворцов пионеров и от 16 евро в час (около 1000 рублей
в час) в частных секциях, клубах, студиях. Конечно, какие-то кружки, не
требующие серьезной материальной базы - дешевле, а вот наше, техническое
направление, как правило - дороже. Все необходимое для занятий, в том числе
экипировку в спортивных секциях - родители приобретают самостоятельно.
Финансовое обеспечение деятельности неформальных организаций, если я правильно
понял, существенно зависит от спонсорской помощи и собственной хозяйственной
деятельности.
Но самое любопытное то, что весьма значимая часть людей, не имеющих
профессиональной педагогической подготовки - принимает непосредственное
участие в свободное от работы время на добровольной основе и вот этому стоило
бы поучиться. Волонтерство - это как раз то, чего нам очень сильно не хватает,
и к чему я уже давно призываю наших радиолюбителей.
В принципе, проблемы в области допобразования там примерно такие же как и у нас
здесь. Но вот каких-то особых рецептов решения этих проблем, до которых бы мы
не додумались сами - я не увидел. Конечно же, я рассказал и о том, что делается
у нас. По отзывам самих чехов то, что нам удается делать здесь - это результат
и очень серьезный результат. Особенно впечатлило то, что дополнительное
образование у нас бесплатное, или условно бесплатное, в тех областях, где
родителям все-таки приходится делать какие-то взносы на восстановление
материальной базы. Конечно, впечатлило и то, что наши воспитанники проводят
сеансы радиосвязи с космонавтами. Впечатлило и то, какую работу проводит
общественная организация СРР для поддержки детских радиоклубов, являясь не
просто грантодателем и идейным вдохновителем, но и организатором всего процесса
от открытия детского радиоклуба до его методического обеспечения и дальнейшего
сопровождения.
Copyright © R9AL 2017 Все права защищены