Amateur Radio Station R9AL

    Гелевые аккумуляторы довольно широко применяются в самых различных областях. Это и источники бесперебойного питания, различные игрушки, в общем они уже довольно плотно вошли в нашу жизнь, мы например используем 6-ти и 12-ти вольтовые аккумуляторы на занятиях радиокружка, в качестве безопасных источников питания. Это довольно удобно, во-первых одной зарядки надолго хватает, во-вторых, в итоге это гораздо дешевле чем постоянно покупать батарейки, ну и конечно же безопасность, наверное важнейший критерий при работе с детьми. В отличии от обычного, классического свинцово-кислотного аккумулятора, в котором между положительными и отрицательными пластинами ток протекает по электролиту - водному раствору кислоты, в гелевых аккумуляторах электролитом является гель, по сути, тот же самый электролит но сгущенный до состояния геля. Это имеет ряд преимуществ, например, такой аккумулятор практически не выделяет вредных испарений, в отличии от своего свинцово-кислотного собрата, пары кислорода и водорода удерживаются внутри геля, реагируют и превращаются в воду, которая снова впитывается гелем. Кроме того, гель смазывает пластины, так что активная масса не стекает, а его повышенное сопротивление разрядным токам препятствует образованию вредных не разрушаемых веществ - сульфатов свинца. Но есть и недостаток, такие аккумуляторы являются необслуживаемыми аккумуляторами. Но как и любой другой аккумулятор - со временем они начинают терять емкость, и часто после этого просто выбрасываются. Но несмотря на то, что эти аккумуляторы являются необслуживаемыми - их все-таки можно обслужить, а учитывая то, что цена нового аккумулятора сегодня весьма существенна, восстановление таких аккумуляторов становиться весьма актуальной задачей.

В принципе, процесс восстановления уже много где описан, суть его сводится к тому, то в процессе эксплуатации - гель все-таки высыхает, несмотря на рекомбинацию газов - они все-таки испаряются, и суть процесса восстановления сводится к восстановлению геля, путем добавлению воды,  точно также как и в свинцово-кислотный аккумулятор. Но процесс этот несколько сложнее, а сами АКБ намного капризнее. 

Попробую рассказать о своем опыте восстановления гелевых аккумуляторов.

 Внешний осмотр. Не все аккумуляторы можно восстановить. Если на корпусе аккумулятора есть трещина или при потряхивании внутри аккумулятора что-то <брякает> - такой аккумулятор скорее всего восстановить уже не получится. Далее, если остаточное напряжение на клеммах аккумулятора менее 30%, то скорее всего его также восстановить не получится, хотя попробовать конечно можно. Идеальными для восстановления являются аккумуляторы с целым корпусом, внутри которых "не брякает" и остаточное напряжение более 30% (лучше если 60%).

 Разборка.  АКБ закрыт крышечкой, которая легко снимается с помощью острого шила или тонкого ножа. У 6-ти вольтовых АКБ - одна крышечка, у 12-ти вольтовых - шесть. Под крышечками резиновые пробки, закрывающие заливные отверстия - снимаются обычным пинцетом.

 Заливка воды. Вода нужна дистиллированная и только она, водопроводная не годится. Воду можно приобрести в аптеке или в любом магазине для автолюбителей. Заливается с помощью шприца через заливное отверстие. И вот тут есть несколько методик, я попробовал их все, и особой разницы не увидел:

Зарядка.

Заряжать батареи нужно током равным 10% от емкости аккумулятора. Для 7-ми амперных это 0,7A. Напряжение заряда должно быть чуть выше, величина напряжения написана на корпусе АКБ, (Cycle use) для 12-ти вольтовых АКБ это 14-14,2 В, для 6-ти вольтовых 7,2-7,5 В. Я использовал зарядное устройство на L200C:

http://r9al.ru/2015/L200C/index2.htm

При первом подключении к зарядному устройству, потерявший ёмкость из-за высыхания связанного электролита, аккумулятор не будет потреблять ток, поэтому на амперметр сначала ориентироваться не нужно. Через некоторое время <изголодавшийся> аккумулятор постепенно начнет потреблять ток, если это произошло - заряжаем, пока напряжение на АКБ не достигнет 12,6-12,8 для 12-ти вольтовых или 6,75-6,9 для 6-ти вольтовых (Standby use). 

Заряжать придётся долго - не менее 10 часов, но если после 10 часов батарея так и не стала потреблять ток - поднимаем напряжение до 10-ти вольт (для 6-ти вольтовых) и до 20-ти вольт (для 12-ти вольтовых). И теперь придется очень внимательно следить за аккумулятором , так как в случае восстановления электролита ток через батарею пойдёт слишком большой, что сначала приведет к нагреву, затем это может попросту <убить> аккумулятор. В момент, когда аккумулятор начнёт принимать ток, напряжение на нём начнёт быстро падать.

 После первой зарядки, следует разрядить аккумулятор, подключив небольшую нагрузку, скажем лампочку мощностью 5-10 Вт, при этом слдедует следить за напряжением на клеммах АКБ, оно не должно опуститься более чем на 20%. После чего аккумулятор следует снова зарядить. Таких циклов можно сделать несколько, после чего поставить аккумулятор на длительную зарядку малым током, 0,05-0,1 от емкости аккумулятора.



Обсуждение




Copyright © R9AL 2015 Все права защищены

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования