Стереоизображения отличаются от обычных тем, что создает иллюзию объемности.
Стереоэффект достигается путем разделения картинок для левого и правого глаз.
Благодаря работе нашего мозга две различные, но созданные по особым правилам
картинки соединяются в объемное изображение. 21 июня 1833 года Чарльз Уэтстон
на собрании Королевского общества в Лондоне читал лекцию об исследованиях в
области стереоскопии. Он демонстрировал свои работы, используя зеркальное
приспособление, которое направляло в левый и правый глаз различные изображения.
Это произошло еще до появления фотографии, изобретенной в 1839 году Дагерром.
Поэтому неудивительно, что стереофотография появилась одновременно с
фотографией.
В 1853 году В. Ролман описал способ разделения стереокартинок с помощью цветных
фильтров: красных и синих. Он показал рисунок, состоящий из красных и синих
полос на черном фоне. Красные полосы исчезают, если смотреть на них сквозь
синий светофильтр, а синие - если смотреть сквозь красный. В 1858 году Шарль
Д'Альмейда представил парижской Академии наук свой способ разделения
стереоизображений при помощи цветных очков. Он начал показ анаглифных
стереослайдов широкой аудитории. Один из слайдов проецировался сквозь красный
светофильтр, другой - сквозь синий. Посетителям выдавались стереоочки,
сделанные из светофильтров тех же цветов. Способ разделения стереоизображений
с помощью светофильтров был окончательно доработан Луи Дюко дю Ороном в
1891 году. Дюко дю Орон дал этому способу имя - анаглиф (ударение на второй
слог), что по-гречески означает "рельефный". Дю Орону мы обязаны появлением
субтрактивного способа печати цветных изображений. В 1869 году он опубликовал
труд "Цветная фотография", где писал о том, что сочетанием трех
цветов - красного, желтого и синего - можно получить любой оттенок.
И продемонстрировал это в 1970 году: он делал три одинаковых фотографии на
черно-белую пленку сквозь три цветных фильтра. После этого трехцветной
литографией получал цветную фотографию. Еще до появления цветной пленки и
цветной фотобумаги! А с 1891 года начал печатать анаглифные изображения,
используя два цвета - красный и зеленый. С этого времени анаглифная
стереофотография получила широкое распространиение.
В 1936 году Луи Люмьер улучшил характеристики светофильтров и применил их для
показа первого анаглифного стереофильма. В 1937 году эта технолония была
приобретена американскими кинофирмами M.G.M. и Paramount... В 1977 году был
снят последний стереофильм, основанный на этом принципе. Однако анаглифные
стереофотографии печатаются и по сей день. Но в этой области кое-что
изменилось. Ранее не было общего стандарта анаглифных очков. Можно было
встретить и красно-синие, и красно-зеленые, и оранжево-синие стереоочки.
Стереоизображение было лишено цвета. Сейчас существует определенный стандарт:
красно-синезеленые очки (red-cyan, эти цвета являются дополнительными). Такие
очки позволяют увидеть цветное изображение. Все цветовые оттенки с помощью
красно-синезеленых очков не передаются: нельзя получить ярко-красные и
ярко-синие цвета. Можно передать зелень листвы, золото и серебро ювелирных
изделий, оттенки человеческой кожи, но ярко-красные розы получить невозможно.
Несмотря на ограниченность в передаче цветов, анаглифные стереофотографии
получили широкое признание. Их можно встретить в журналах, рекламных буклетах
и в огромном количестве в интернете.
Пинцип стереографии
Сам принцип очень прост - надо левому глазу показать одну картинку
стереопары, а правому - другую. Таким образом как бы моделируется
наблюдение реального мира двумя глазами. Однако просмотр стереофотографии
имеет одно существенное отличие: аккомодация глаз (способность глаза
менять фокусное расстояние за счёт сокращения и расслабления цилиарной мышцы)
происходит на поверхности картинки (любого носителя изображения - фотопленки,
фотографии, экрана монитора и т.п.), и стереоэффект воспринимается лишь
за счет конвергенции (сведение зрительных осей глаз на рассматриваемом
предмете). В общем, реконструкция объема происходит в мозге. Такое
искусственное разделение механизмов зрения дает неожиданный результат -
стереоэффект воспринимается лучше, чем в реальной жизни и производит
большее впечатление. Это происходит в результате того, что при наблюдении
реального мира человеческий глаз "фокусируется" на том объекте, на котором
сосредоточено внимание. При этом дальний план и ближний план воспринимаются
расплывчато. При наблюдении же стереофотографии все планы сцены
воспроизведены четко.
Все хорошо, только анаглифные стереоочки не купишь в любом киоске. Но если вы
захотите увидеть объемные фотографии, вы можете сами изготовить стереоочки.
Я предлагаю очень простой способ изготовление стереоочков в домашних условиях,
с использованием в качестве светофильтров тонировочной пленки.