Захотел я собрать себе еще один сабвуфер, но с меньшими
размерами, чем
этот.
Просто, ненатаскаешься такую дуру из машины в квартиру и
обратно. А в машине очень хочется слушать достойный низ. Вот еще один сабвуфер
специально для авто ВАЗ-21093.
На радиорынке была куплена динамическая головка
35ГДН-1-8 и прочая рассыпуха-комплектуха для изготовления саба и НЧ фильтра:
силикон, саморезы по дереву, чашка с контактами. Ну, и конечно,
радиоэлементы - на принципиальной схеме все они подписаны.
Сабвуфер
О том, как снять параметры Тиля-Смола в домашних условиях, можно прочитать
здесь. Там весьма подробно все описано, повторять здесь я не буду одно и тоже,
просто привожу результаты расчетов основных параметров Тиля-Смола.
Параметры Тиля-Смола, снятые с динамика:
Qts = 0.343;
Fs = 33,2Hz;
Qms = 1.88;
Qes = 0.42;
Pe = 35W;
Vas = 40l
Что мы видим? Частота резонанса 33.2Гц - этому динамику самая дорога в сабвуфер!!!
Теперь проверяем соотношение Fs/Qts. 33.2/0.343=96.79. Близко к 100. Это значит,
что такой динамик будет лучше работать в корпусе типа фазоинвертор или бандпасс.
Если бы это соотношение было около 50 и меньше - тогда только корпус типа
закрытый ящик. Если это соотношение находится между 50 и 100 - тогда нужно
смотреть на другие параметры динамика - к какому типу акустического оформления
"тяготеет" динамик. Это можно сделать при помощи специальных компьютерных
программ.
Теперь немного фото:
Все соединения выполнены через брусок 20х20мм. Толщина
стенок - 15 мм, выполнены из фанеры. Перед соединением брусок на прилегаемых к
стенкам сторонам смазан клеем ПВА. Далее, завинчены саморезы по дереву дял
упрочнения соединения. После полного высыхания клея, все стыки внутри корпуса
промазаны силиконом для герметичности. Так же силиконовым герметиком заделаны
все места врезки внешних компонентов - ручки для переноски, чашки с контактами,
место крепления фазоинвертора. На переднюю стенку установлена декоративная
решетка. Нижняя стенка выполнена несколько большей длинны, для того, чтобы
можно было ножовкой под углом спокойно отрезать лишнее от нее. Конструкция
сабвуфера специально выполнена с наклонной задней стенкой - эксплуатация
предполагается в багажнике автомобиля.
В качестве наполнителя выступает обычная вата, купленая в аптеке и заключенная
в марлевый мешок. По периметру прилегания задней стенки стыки обклеены
утеплительным паролоном для придания герметичности и возможности безболезненно
разобрать сабвуфер с последующим беспроблемным прикручиванием задней стенки на
прежнее место.
НЧ фильтр
Здесь так же как и при строительстве сабвуфера -
будем все упрощать. И сразу принципиальная схема:
Собственно, в схеме ниче такого нету, все просто. (Не следует собирать эту /слева/ схему!!!)
Сигнал с линейного выхода автомагнитолы подается на смеситель, выполненный на
DA1.1, 1.2. Далее, непосредственно сам фильтр НЧ, Батерворта, 2-го порядка, с
изменяемой частотой среза. Частота среза ФНЧ равна 150Гц с возможностью ее
изменения от 30Гц до 250Гц. Выполнен на DA1.3. Далее, фазовращатель,
выполненный по классической схеме фазового фильтра первого порядка на DA1.4.
Ругелятор громкости выполнен электронным, ан микросхеме DA2 - КА2250. Просто,
попалась на глаза как-то, вот и решил ее воткнуть сюда. Есть одно маленькое
преимущество в применениии этой микросхемы. Нижняя граница пропускаемых частот
микросхемы КА2250 составляет около 20Гц, что дает нам возможность отказаться
от использования сабсоника для подавления инфранизких частот. Дополнительно,
на печатной плате фильтра установлен блок электронного включения-выключения УМ
для сабвуфера. Блок включения-выключения выполнен на DD1 К155ТМ2, которая
управляет работой реле К1, контакты которого управляют питанием УМ.
Вроде бы все красиво. Все четко и понятно. Но, как я и писал выше - НЕ
собирайте эту схему. Почему? Рассказываю...
После сборки на печатке начались тесты. И вот что было выявлено - сигнал сам
пропадал через несколько минут после включения. Точнее, появлялись искажения
на фоне сигнала, и через 20-30 секунд сигнал пропадал совсем, да, вместе с
искажениями. Т.е. устанавливалась мертвая тишина. В чем дело? Ну, просто,
уплывало все по постоянке. Иными словами, всилу однополярного питания в такой
схеме включения ОУ неустойчивы.
После прочтения вот этой литературы ("Особенности применения операционных
усилителей при однополярном питании, Чарльз Китчин, Analog Devices") стало
ясно - как это лечится. Рекомендую всем, кто занимается ОУ с однополярным
питанием.